Анализ цен конкурентов – это комплексное исследование представленных на рынке актуальных цен на товары и услуги. Проводится с целью повышения конкурентноспособности собственного интернет-магазина, выработки наиболее оптимальных стратегий рекламы, продвижения и ценообразования. Является неотъемлемой частью конкурентной разведки, которая проводится в несколько этапов и для каждого из них есть несколько методик.
Этапы и методы проведения конкурентного анализа цен
Первым и самым базовым этапом конкурентной разведки является срез цен, он же мониторинг цен конкурентов. Процесс может быть проведен одним из 3 способов: сбор данных вручную силами сотрудников компании (долго и высока вероятность ошибки), использование специальных программ для сбора данных – парсеров (сбор данных идет на порядок быстрее, но обрабатывать статистику и готовить отчет нужно вручную) и использование сервиса автоматического мониторинга от Price Control (сбор и обработка данных занимают считанные минуты, а шанс ошибки сведен к минимуму). Для выбора оптимального метода мониторинга необходимо грамотно подойти к выбору конкурентов. Во внимание стоит брать только тех продавцов, которые своими действиями оказывают влияние на ваши продажи. Число прямых конкурентов зависит также и от масштабов бизнеса, чем он серьезнее и успешнее, тем меньше соперников и наоборот. С прямыми конкурентами у вас общая покупательская аудитория, идентичная или схожая группа товаров, вы используете одинаковые каналы продвижения, рекламы и сбыта, а также реализуете товар одного ценового диапазона.
После того как вы собрали информацию о ценах в других интернет-магазинах необходимо изучить другие аспекты бизнес-деятельности конкурентов: узнать о системе лояльности, методах продвижения и привлечения клиентов, проводимых акциях, скидках, распродажах и пр. Для того, чтобы найти в чем слабые места других игроков рынка, а в чем они вас обходят, изучите их сайты, блог, сообщества и страницы в социальных сетях, подпишитесь на рассылку, проведите «контрольную закупку» в телефонном режиме, чтобы оценить качество работы менеджеров и возможно узнать что-то полезное, а также, если повезет, пообщайтесь с бывшими сотрудниками компаний-соперников. Для наблюдения за блогами, социальными сетями и лендингами конкурентов можно использовать один из сервисов таких как, Meltwater, Mention, Google Alerts, Brand24, Popster, IQbuzz.
Для изучения статистики интернет-ресурсов, трафика, позиций в поисковой выдаче, стоимостной оценке, основным ключам в органическом поиске, обратные ссылки и их эффективность, SEO-анализ и пр. есть множество различных сервисов, например: SpyFu, SEMrush, SiteWorthTraffic, Ahrefs, SpyWords, Serpstat, ChangeDetected.
Также конкурентная разведка включает в себя маркетинговый анализ – это процесс систематического изучения цен, акций, предложений, скидок, распродаж, программ лояльности, условий оплаты и доставки на различных торговых площадках и интернет-магазинах. Наиболее часто используемые методики маркетингового анализа конкурентов – это метод Майкла Портера, составление таблицы сравнительного анализа, а также проверка по чек-листу Комплето.
Какие бы методики и сервисы для анализа цен конкурентов вы не выбрали, нужно помнить, что главное в конкурентной разведке – качественные и актуальные мониторинговые данные. Обеспечить вас ими может компания Price Control.